Среди всей прицепной техники, производимой и продаваемой в России, самосвальные прицепы являются наиболее развивающимся направлением. Постоянно появляются новые модели, отличающиеся конструкцией кузовов, типом подвески и гидравликой. С каждым годом повышается надежность конструкции, совершенствуются тормозные системы, но, как известно, предела совершенству нет, и эта истина полностью справедлива и для самосвальных прицепов.
Среди прицепов этого класса можно выделить две основные категории — с одной стороны это тракторные самосвальные прицепы, ориентированные, в основном, на использование в сельском хозяйстве, с другой стороны — строительные и карьерные самосвальные прицепы, работающие, как правило, в связке с грузовиком-самосвалом. Конечно, существует множество промежуточных моделей, а также различные специализированные самосвальные прицепы, но их количество сравнительно невелико на общем фоне.
Хотя в мире насчитываются сотни фирм, занимающихся производством подобной техники, в России наиболее широко представлена продукция белорусского завода МАЗ и, конечно, отечественного КамАЗа. Объясняется это просто — цена на прицеп самосвальный российского или белорусского производства обычно намного ниже европейских аналогов. Кроме того, стоимость запчастей и обслуживания также говорит не в пользу более дорогих импортных прицепов, а значит, и продать самосвальный прицеп иностранного производства, если такая необходимость возникнет, будет намного сложнее. Последний момент, кстати, довольно важен для многих предприятий, которым приходится регулярно обновлять свой парк грузовиков и прицепов. Продать самосвальный прицеп российского или белорусского производства намного проще — на них всегда есть спрос, а запчастей и расходных материалов в избытке.
Имеющиеся в продаже самосвальные прицепы завода МАЗ имеют достаточно высокую грузоподъемность (до 21 тонны), а также могут комплектоваться надставными бортами, что позволяет значительно увеличить полезный объем кузова. Стоит отметить, что все узлы и детали прицепов самосвальных МАЗ (кузова, рама, подвеска, гидравлическая система и т.д.) выпускаются одним предприятием, что обеспечивает хорошую совместимость всех элементов и, следовательно, надежную их работу.
Российские самосвальные прицепы производятся на шасси КамАЗ, и их изготовлением занимаются, в основном два завода концерна — Ставропольский (СЗАП) и Нефтекамский (Нефаз). Модельный ряд самосвальных прицепов у обоих заводов не очень широк, но со своими задачами прицепы справляются отлично.
Прицепы самосвальные СЗАП выпускаются в двух вариантах: строительном (СЗАП 8543) и сельскохозяйственном (СЗАП 85514). Обе модели имеют несколько модификаций (с одно- или двухскатной ошиновкой, различной грузоподъемности и т.п.), кроме того, производитель предлагает дополнительные опции — установку более надежных немецких осей BPW, систему АБС и т.п.
Продукция Нефтекамского завода представлена семейством прицепов самосвальных Нефаз 8560, грузоподъемность которых, в зависимости от модели, может быть от 7 до 14 тонн. В прицепах применяются качественные гидроцилиндры КамАЗ, известные своей надежностью и неприхотливостью.
Как автомобильные, так и тракторные самосвальные прицепы имеют боковую разгрузку на обе стороны. Если для транспортировки автомобильного прицепа используется самосвал (а так оно чаще всего и бывает), то желательно, чтобы он также имел возможность боковой разгрузки — это позволит разгружать автопоезд, не отцепляя прицеп.